- «Хлоп», или «Топ»
Объясните ребенку правила игры: вы перечисляете предметы, а он должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом». Более сложный вариант, проделать какое-либо действие (на ваше усмотрение), если вы назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т.п.;.
Игра способствует развитию внимания.
- Будь внимателен!
Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите. Но весь секрет в том, что слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру).
Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля.
-
Волшебное слово
Объясните ребенку правила игры: он должен выполнять ваши просьбы только в том случае, если вы произнесете слово «пожалуйста». Например: вы говорите малышу:
«Дай мне куклу», - кроха не должен реагировать на ваши слова. «Сходи, пожалуйста, на кухню. Принеси мне тарелку», - малыш должен сходить на кухню, но вернуться без тарелки, потому что слово «пожалуйста» вы не сказали.
Игра способствует развитию внимания, освоению этикета.
-
Что изменилось
Разложите на столе несколько предметов, знакомых малышу. Попросите его отвернуться и уберите один из предметов. Предложите ребенку посмотреть и назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то, чего не было, заменить один предмет другим, отличающимся цветом или размером (красный кубик поменять на желтый, крупную деталь от конструктора - на мелкую и т.п.).
Игра способствует развитию внимания, памяти, наблюдательности.
- Съедобное - несъедобное
Вам потребуется: мяч.
Объясните ребенку правила игры: малыш ловит мяч, если вы, кидая его, называете съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, с группами: птица - животное, живое — неживое, тихое — громкое и т.п.
Игра способствует развитию внимания, памяти, координации движений.
- Помнишь ли ты?
Попросите малыша перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится у вас во дворе. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например, «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке (дедушка на даче и т.п.)». «Можешь ли ты сказать мне, чем наш дом отличается от соседнего?»
Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности.
- Я знаю...
Предложите малышу поиграть в эту старинную игру Начните: «Я знаю три имени мальчиков...». Произнося каждое имя, делайте хлопок мячом о пол или о стену. Теперь очередь крохи назвать те имена, которые знает он. «Знать» можно названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т.п.
Игра способствует развитию памяти, внимания, моторики.
-
Я скажу, а ты - запомни
Попросите ребенка повторить те предметы, которые вы ему перечислите. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например, перечислять предметы посуды, мебели и т.п. В дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп.
Дерево, ствол, ветка.
Дом, стена окно, дверь.
Диван, стол, кресло, чашка, мяч и т.п.
Игра способствует развитию памяти, внимания.
-
Найди по описанию
Попросите ребенка найти то, что вы ему опишите Например: «Найди мне, пожалуйста, один предмет. Он — круглый, одна сторона у него красная, а другая - синяя. Он упругий, с ним можно играть: катать его, стукать им о пол, кидать друг другу» (мяч). Можно описывать людей и просить ребенка отгадать, о ком вы говорите. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности.
-
Кто-то наследил
Вам потребуются: вырезанные из бумаги «следы» зайца. Разложите по комнате заячьи следы в виде запутанной тропы. Обратите на них внимание ребенка: «Смотри-ка! К нам зайчик приходил, вот его следы, да как много! Попробуй, пройди по ним, может быть, он спрятал какой-нибудь гостинец!». В конце тропы положите морковку, угостите ребенка.
Игра способствует развитию внимания, поисковых навыков.
-
Заметь ошибку
Расскажите малышу короткую историю, вставляя в нее заведомо неверные факты: «Наступило лето. Пошел снег. Дети вышли лепить снеговика. Подул ветер, и с головы Наташи слетела панамка. Девочка побежала за ней, но в ее сандалии попал снег. Пока малышка его вытряхивала, панама замахала крыльями и улетела и т.п.». Попросите ребенка хлопать в ладоши, если он услышал очередную ошибку. Поменяйтесь ролями, пусть кроха тоже расскажет вам о том, чего быть не может.
Игра способствует развитию внимания, логического мышления.
-
Отыщи букву
Покажите малышу текст с крупным, знакомым ему шрифтом, попросите найти и подчеркнуть букву А столько раз, сколько раз она встретится в тексте.
Игра способствует развитию внимания.
-
Запомни и расскажи
Рассмотрите с малышом картинку с простым сюжетом, например, изображение нескольких цветов или деревьев. Уберите картинку и попросите ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга. По мере адаптации крохи к игре, задавайте вопросы, побуждающие к большей детализации рассказа, подбирайте картинки с большим количеством элементов.
Игра способствует развитию внимания, памяти.
-
Посмотри и сделай так же
Возьмите любую раскраску, выберите крупный одиночный предмет и закрасьте одну его половину. Предложите малышу раскрасить вторую часть, точно так же, как раскрашена первая.
Игра способствует развитию внимания.
Красный? Нет, розовый!
Вам потребуются: геометрические фигуры разных оттенков (красный - розовый; синий - голубой; желтый - оранжевый).
Покажите ребенку карточки, назовите фигуры, повторите названия цвета. Попросите малыша разложить красные фигурки в красную коробку, розовые — в розовую. Так же поступите и с фигурками другого цвета. На следующем занятии выложите розовые и голубые фигуры, добавив к ним по одной красной и синей. Поставьте розовую и голубую коробку. Внимательно наблюдайте за ребенком, как он поступит с красным и синим цветом. Если он соотнес их соответственно с розовым и голубым, поправьте его. Изучая оттенки цвета, проводите аналогии: «Что бывает голубого цвета? Небо? А синим небо бывает? Нет, ярко синим не бывает». Подумайте, что бывает синим, красным, розовым, оранжевым и т.п.
Игра способствует развитию навыков классифицирования разных тонов одной цветовой гаммы.
-
Успей дотронуться
Предложите малышу, пока вы считаете до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.»
Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься, пожалуйста, до двух круглых предметов».
Игра способствует развитию внимания.
- Думай быстрее!
Вам потребуется: мяч.
Предложите малышу поиграть в мяч. Вы кидаете ребенку мяч, называя тематическую труппу Он должен вернуть вам мяч назвав объект из этой группы. Например: посуда — тарелка, овощи - огурец и т.д.
Игра способствует развитию внимания, речи.